ЛНР, г. Луганск, ул. Рислянда, 10
Телефон: (072) 133 17 94 Телефон (факс): (0642) 50-05-31 Телефон: (0642) 49 67 23 ____ E-mail:lug2015pmpk@yandex.ru

Слабовидящие в классе

Слабовидящий ребенок в инклюзивном классе

Детей с различными нарушениями здоровья становится больше с каждым годом. Эта тревожная тенденция предполагает создание в образовательных учреждениях специальных условий, обеспечивающих формирование доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, их интеграцию в образовательную среду и социализацию. 

Основная трудность преподавания слабовидящему ребёнку заключается в том, что учитель общеобразовательной школы, не имеющий проблем со зрением или незначительно их испытывающий, не осознаёт степени ограничения зрительных возможностей своего ученика.

В отличие от слепого ребёнка слабовидящий в разных видах деятельности активно использует зрение, а наличие у ребёнка очков создает у педагога иллюзию того, что ребёнок видит так же, как и нормально видящий.

Поэтому при первой встрече с учителем родители должны донести до него информацию о том, как и при каких обстоятельствах ребёнок способен действительно хорошо воспринимать зрительные образы; что нужно учитывать (ведущий глаз, время на рассматривание объекта, владение зрительно-тактильным способом обследования) и как организовать рабочее место (индивидуальный дидактический материал и освещенность, специальные пособия, применение технических средств и пр.), чтобы донести новую информацию до слабовидящего ребёнка без потери её качества.
Учитель должен иметь представление о том, что слабовидящие дети относительно своих зрительных возможностей существенно различаются друг от друга. Основными определяющими факторами являются: острота зрения, границы поля зрения, возможности пространственного зрения, восприятие объектов при разной освещенности.

Учитывая рекомендации тифлопедагога и врача-офтальмолога, родители ребёнка проводят элементарную тифлопедагогическую коррекцию и поддерживают дома комфортные для нарушенного зрения условия.

При своевременной коррекционной работе слабовидящие дети приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий нормальную ориентацию в окружающей среде.

Перечень рекомендованных технических и учебно-методических средств для организации обучения слабовидящих обучающихся:

  • программа увеличения информации на экране (Magic или аналогичной), установленная на персональном компьютере слабовидящего учащегося;
  • ручной электронный увеличитель (Ruby или аналогичный);
  • стационарный электронный увеличитель (Topaz или аналогичный);
  • тифлофлешплеер с функцией диктофона, поддерживающий DAISY формат;
  • персональное освещение рабочего места;
  • учебники и тетради для слабовидящих;
  • контрастные цветные, а также цветные рельефные наглядные пособия. (Важно иметь в виду, что подготовка учебных пособий для слабовидящих учащихся имеет ряд дополнительных особенностей. В частности, имеют значение тип, размер и цвет шрифта, цвет фона и контрастность изображений. Иногда может возникнуть необходимость использования инвертированной палитры цветов, то есть светлый текст на темном фоне. Таким образом, наглядный материал подбирается персонально, на основе методических рекомендаций тифлопедагога, рекомендаций врача-офтальмолога.)
  • тренажеры и специализированный спортивный инвентарь для лиц с нарушением зрения.

Организационным условием выполнения письменных работ слабовидящими обучающимися выступает адаптация текстового и графического материала с учётом их особых образовательных потребностей.

В случае появления явных затруднений в ходе обучения ребёнка и его взаимодействия с нормально видящими одноклассниками необходимо обратиться к специалистам школы, оказывающим помощь по сопровождению образовательного процеса детей с ОВЗ или вновь обратиться в ПМПК для выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.

Независимо от того, какую форму обучения вы выберете для своего ребёнка, важно помнить, что помимо освоения содержания образовательной программы необходимо правильно организовать его досуг. Приглашайте в гости школьных товарищей, ходите вместе в театры, музеи, выезжайте на природу, играйте с ребёнком, так как для нормального развития личности важно не только научить учиться, но и правильно и с пользой отдыхать.