ЛНР, г. Луганск, ул. Рислянда, 10
Телефон: (072) 133 17 94 Телефон (факс): (0642) 50-05-31 Телефон: (0642) 49 67 23 ____ E-mail:lug2015pmpk@yandex.ru

Особенности развития речи в дошкольном возрасте

  Речь возникает и развивается  при наличии нескольких условий:

  • нормальное созревание и функционирование центральной нервной системы (ЦНС) – биологическая предпосылка
  • наличие общения ребенка со взрослым – социальная предпосылка. Важно чтобы взрослый был биологически близок – мать, отец.

Довербальное и начальное вербальное развитие 

Возраст (месяцы)

Показатели развития

1

Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком

2

Улыбка при общении

3

Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление

4

Дифференцированность комплекса оживления , смех

5

Дифференциация направления звука, певучее гуление

6

Лепет

7

Ориентация на колокольчик, готовность к совместной игровой деятельности

8

Реакция на незнакомое лицо, повторение БА – БА - БА

9

Общение с помощью жестов, игра «Ладушки»

10

1- 2 лепетные слова, ситуационное понимание обращенной речи

11

3 лепетные слова с их соотнесением

12

3 – 4  лепетных слова с их соотнесением. Понимание простой инструкции, дополняемой жестом.

15

6 слов. Понимание простой инструкции без жеста.

18

7 – 20 слов. Показывает одну из частей тела.

21

20 слов. Фраза из двух слов. Показывает 3 части тела.

24

50 слов. Предложение из двух слов. Неадекватное использование местоимений Я, ТЫ, МНЕ. Показывает 5 частей тела

30

Адекватно использует местоимения Я, ТЫ, МНЕ. Имеет понятие «один».

36

250 слов. Предложение из 3 слов. Овладение множественным числом глаголов и существительных. Называет свое имя, пол, возраст. Выполняет задания типа: «положи кубик в коробку».

             Родители часто бывают необъективны в оценке речи своего ребенка, и им даже может нравиться «детская» речь ребенка, а некоторые поощряют «сюсюканье», что абсолютно недопустимо.

              Важно не упустить момент, когда нужно серьезно заняться постановкой или исправлением звуков.

 Примерные сроки усвоения звуков 

1-2 года

2 – 3 года

3 – 5 лет

5 – 6 лет

 

А  О  Э П  Б  М

 

И  Ы  У Ф  В Т  Д  Н Г  К  Х  Й 

 

С  З  Ц Ш  Ж Ч  Щ

 

Р Л

 

               Из таблицы видно, что к 5 – 6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.

               Если этого не произошло, мы не можем говорить о нормально развивающейся речи ребенка.

               Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребенку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.

                Речевой гимнастикой нужно заниматься с 5 – летнего возраста, но можно использовать и для занятий с детьми более раннего возраста. Но для этого ребенок должен знать названия частей своего тела (лица), артикуляционных органов и правильно ориентироваться в них.

 Чаще хвалите ребенка, ни в коем случае не выказывайте недовольство при неудачах.  

Этапы развития речи:                                                                          

  1. Этап . От 0 до 1 года.  – Довербальное развитие.
  • до 2 месяцев – формируется реагирование на звуки, речь, улыбка на лица – в 2 месяца,
  • гуление – в 3 месяца,
  • смех – в 4 месяца,
  • в 5 – 6 месяцев  до 1 года - лепет, интонационная окраска крика, речи развивается. Лепет отсутствует у детей с физически нарушенным слухом, с ТНР, с ТН интеллекта.
  1. Этап. 1 год – 1,5 года. Вербальное развитие.

Появляются сочетания  АМ – АМ, есть 3 – 5 слов: МАМА, ДЯДЯ, ПАПА … К 1, 5 годам должно быть не менее 20 слов. Необходимо помнить, что развитие мальчиков отстает от развития девочек.

Симптомы риска на данном этапе:

  • Отсутствие первых слов
  • Отсутствие подражательных действий взрослым (Пока – Пока!)
  • Невыполнение элементарных команд взрослого
  1. Этап 1, 5 года – 2 лет.

Словарный запас  - 50 слов. Появляются попытки связи 2 – х слов (предложение). Развивается жестовая речь, т.к. слов недостаточно, а потребность в общении большая. Развивается регулятивная функция речи, т.е. ребенок должен понимать смысл слов МОЖНО – НЕЛЬЗЯ.

Симптомы риска на данном этапе:

  • Продолжающееся отсутствие первых слов
  • Малочисленный словарный запас
  • Отсутствие попыток словоизменения.
  • Отсутствие попыток стабилизации слоговой структуры слова.
  1. Этап. 2 – 3 года.

Мощное накопление словарного запаса. Появляется в речи Я. Фраза состоит из 2 – 3 слов. Доступны к пониманию сказки, рассказы.

Симптомы риска на данном этапе:

  • Отсутствие фразовой речи. (У/О, аутизм, ТНР).
  1. Этап. 3 – 5 лет.

Обиходная фразовая речь. Словарь – 3 – 5 тыс. слов. М.б. физиологическое заикание, запинки речевые. – из – за того, что словарный запас превышает коммуникативные возможности языка. Заканчивается формирование фонетической стороны речи, т.е. к 5 годам все звуки сформированы. Ребенок овладевает звуковым анализом, т.е. его можно  учить грамоте. Ребенок поддерживает речевой диалог, в состоянии высказываться. Есть чувство языковой нормы.

Работа логопеда

             Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Воспитатель и логопед должны помочь родителям правильно организовать такую работу. Задача воспитателя и логопеда – показать родителям индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить общий перспективный план коррекционной работы.  Для того, чтобы наладить систематические , планомерные индивидуальные занятия с ребенком и привлечь к ним родителей, целесообразно распределить весь учебный материал по 3 направлениям:

1. Коррекция произношения

2. Формирование словаря (накопление, уточнение, активизация)

3. Формирование грамматических умений и навыков

                          Соответственно этим направлениям и должны даваться задания для домашнего выполнения. Не всем детям необходимо вести работу по всем 3 направлениям. Это зависит от уровня развития речи, тяжести нарушения и т.д. , но и лишними  задания той лил иной группы не окажутся ни для кого. Поэтому в своей практике я предпочитаю охватывать все 3 направления работы со всеми детьми.

                         Внутри каждого направления в зависимости от особенностей ребенка (память, внимание, эмоционально-волевая сфера) могут быть выделены различные разделы:

  1. Коррекция произношения
    • Развитие мимики
    • Развитие моторики
    • Развитие артикуляционного аппарата
    • Постановка нарушенного звука
    • Автоматизация звука
    • Дифференциация звуков
  2. Формирование словаря
    • Слова, обозначающие предметы (номинаты)
    • Слова, обозначающие действия (предикаты)
    • Слова, обозначающие свойства и качества (адъекаты)
  3. Формирование грамматических умений и навыков
    • Связь слов в предложении (управление, согласование)
    • Предложные конструкции (предложения простые и распространенные)
    • Работа над рассказом, пересказом

                     По всем указанным разделам и направлениям работа ведется одновременно. Не вовремя выявленное и не скорректированное ФФНР при поступлении в 1 класс ведет к нарушению формирования чтения и письма (дисграфии и дислексии).

Советы родителям:

  • Больше разговаривайте с ребенком
  • Заставляйте ребенка оречевлять все свои действия (на прогулке, во время игры), больше говорить.
  • Не удивляйтесь, если во время игры ребенок сам с собой разговаривает – это хорошо, если он молчит – плохо.
  • Не подавляйте речевую инициативу ребенка – если ребенок обратился к вам с вопросом или речью, обязательно надо выслушать до конца и ответить.
  • Замечайте, какова речь ребенка в непринужденной домашней обстановке и в необычной обстановке (в гостях, на приеме у врача). Если проблемы в речи наблюдаются только в стрессовых ситуациях  – у ребенка психологическая проблема и ему требуется помощь психолога (снятие тревожности, повышение самооценки).
  • Просите ребенка пересказывать, рассказывать все, что он видит (мультфильмы, кино)
  • Спрашивайте ребенка, что было сегодня интересного в садике? Как он провел день? Что делали на прогулке? Чем кормили? и т.д.  В ответ на ваш вопрос просите у ребенка предложение, а не 1 слово.
  • Занятия с ребенком следует проводить ежедневно или через день в форме игры. Можно проводить их в любое свободное время, например  – идя по улице.
  • Упражнения для языка, губ необходимо проводить перед зеркалом, с целью зрительного контроля со стороны ребенка.
  • Отрицательные эмоции со стороны родителей такие как нетерпение, неудовольствие недопустимы.
  • У ребенка не может получаться сразу все. Нельзя фиксировать внимание на неудачах. Необходимо подбодрить ребенка и сделать то , что у ребенка уже хорошо получается, напомнив, что этого он раньше тоже не мог.
  • Оречевлять любую совместную деятельность ребенка (проговаривать все, что он делает; проговаривать все, что вы делаете вместе).
  • Если звук поставлен, необходимо обращать внимание на то, как ребенок говорит его во фразовой речи. Если ребенок допускает ошибку необходимо его спокойно поправить, попросить повторить.
  • Если звук появился – надо постепенно вводить его в речь, прося ребенка произносить:

     - слоги с этим звуком (ША, ШИ, ШО, АШ, ОШ, УШ)

- слова, начинающиеся на этот звук (ШАР, ШУМ)

- слова, имеющие этот звук в середине, (МАШИНА, ВЕРШИНА)

               - слова, оканчивающиеся на этот звук МАЛЫШ, КАМЫШ)

- слова со стечением согласных (ИГРУШКИ, КОШКА)

- фразы с данным звуком (В ШАЛАШЕ ШУРШАЛИ МЫШИ),

 

 Игровые приемы для развития звукового, слогового анализа и синтеза, развития фонематического восприятия и слуха

 

  • Придумать слова на заданный звук (Чтобы он был в начале, середине, конце слова).
  • Придумать предложение, чтобы все слова начинались на заданный звук.
  • Разложить картинки по стопочкам – в зависимости от начального звука ( в зависимости от количества звуков, слогов)
  • Преобразования слов – КОШКА-КАШКА. – Что изменилось?
  • Преобразования слов  - из букв одного слова составить другое – НОС – СОН и т.д.
  • Назвать слово, произнесенное по отдельным звукам: ДЭ, О, МЭ = ДОМ
  • Составить слово из слогов, данных в беспорядке.
  • Игра « Города» - Москва – Анапа – Архангельск – Киев – и т.д.
  • Составить слово из букв (слогов) разрезной азбуки.
  • Игры на развитие слуховой и зрительной памяти «Что изменилось?», « Чего не стало?», « Какие слова мы сейчас называли?» и т.д.
  • Игра «Поймай звук» - вы задаете ребенку установку на какой – то звук и  говорите разные  слова, где этот звук есть и где его нет. Ребенок хлопает в ладоши, если услышит заданный звук. Если звука в слове нет – хлопать не надо.
  • Игра «Снежный ком» - даете ребенку 1 слово и к этому слову добавляете еще слова по смыслу: Ваня + читал + книгу + интересную + для бабушки.